Сотрудничество частных детективов и детективных агентств с правоохранительными органами.

На сегодняшний день деятельность детективных агентств не легализована, но и прямо не запрещена законом в Уголовном кодексе Украины, не предусмотрена ответственность за занятием детективной деятельностью, запрет распространен только на те действия частных детективов, которые не позволяет проводить Конституция Украины или нормы уголовного кодекса. Поэтому сотрудничество частных детективов с правоохранительными органами может проходить в формате помощи общественности, журналистским расследованиям или в рамках закона Украины об адвокатуре. Органы ОВД нуждаются в реформе, система советских времен построена так, что не может полно и всесторонне удовлетворить потребности граждан и выполнить задачи возложенные на них государством. Задание этой статьи ознакомить с направлениями деятельности ОВД и их системой.

Направления правоохранительной деятельности являются отражением внутренней политики, государства, осуществление которого согласно Конституции возложено на Кабинет, Министров Украины, Министерство внутренних дел Украины (далее — МВД) как главный (ведущий) орган в системе центральных органов исполнительной власти направляет свою деятельность на формирование и реализацию государственной политики в сфере защиты прав и свобод граждан, интересов общества и государства, от противоправных посягательств, ведения борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, безопасности дорожного движения и пожарной безопасности, охраны и обороны особо важных государственных объектов. Правоохранительная деятельность органов внутренних дел (далее — ОВД) достаточно разносторонняя и осуществляется одновременно на трех уровнях — центральном, региональном и местном. МВД как центральный орган исполнительной власти реализует государственную политику в сфере защиты прав и свобод граждан, интересов общества, организует и координирует деятельность ОВД по борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, потребности общества и интересы государства в правоохранительной сфере пересекаются, поскольку обеспечение законности и правопорядка составляет одну из главных функций государства и является залогом стабильности общества. Правительство, как и общество, заинтересовано в публичном покое, в упорядоченности внутренних государственных отношений. Важной гарантией правопорядка и законности правоохранительная деятельность государства, которая осуществляется через систему органов внутренних дел.

Основными задачами МВД Украины согласно Положению о нем, является организация и координация деятельности ОВД по защите прав и свобод граждан, интересовобщества и государства от противоправных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение безопасности граждан.

Видами правоохранительной деятельности органов системы МВД являются профилактическая, оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная, исполнительная, охранная (на договорных началах) и организационно-правовая.

Министерство внутренних дел и подчиненные ему органы имеют широкие полномочия для выполнения задач правоохранительной деятельности. Статус МВД как одной из главных силовых структур в государстве небезоснователен. МВД, в частности, имеет право получать от министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций сведения, необходимые для выполнения возложенных на него задач. Ни одно из министерств Украины, кроме Министерства финансов и Министерства статистики, таких полномочий не имеет.

Важно также то, что на основе и во исполнение действующего законодательства Украины МВД в пределах своих полномочий издает приказы, самостоятельно организуя и контролируя их исполнение, а в случае необходимости выдает вместе с другими центральными органами государственной исполнительной власти и местными государственными администрациями совместные акты (например , по вопросам порядка учета случаев обращений в медицинские учреждения и горрайлинорганов внутренних дел граждан с телесными повреждениями уголовного характера, организации совместного патрулирования сотрудников ОВД и военнослужащих Вооруженных Сил Украины и т.д.).

Решения МВД по безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, Деятельности разрешительной системы (административно-исполнительной структуры, осуществляющей контроль за приобретением, хранением и использованием оружия и взрывчатых веществ, регистрацию охотничьих обществ и т.п.), других определенных действующим законодательством вопросов являются обязательными для центральных и местных органов государственной власти, а также предприятий, учреждений и организаций.

Эффективность внутренней политики вообще, как и такой ее составляющей, какова правоохранительная деятельность, во многом зависит от организации управленческого процесса, уровня ответственности и руководящей роли МВД.

Министерство внутренних дел как руководящий орган системы ОВД принимает участие в разработке и реализации государственной политики по борьбе с преступностью, обеспечивающей. на всех уровнях предотвращения преступлений, их прекращения, раскрытия и расследования, организует розыск лиц, совершивших преступления, принимает меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

Система ОВД Украины строится ответовк этой цели и направлениям их деятельности. Последние делятся на три группы: основные, обеспечительные и общего руководства. К основным направлениям деятельности (далее — функциям) ОВС относятся: обеспечение личной безопасности граждан, защита их прав, свобод и законных интересов; обеспечение; охраны общественного порядка; предотвращение, пресечение преступлений и других правонарушений; своевременное выявление, раскрытие и расследование преступлений и розыск лиц, их совершивших; обеспечение безопасности дорожного движения; защита собственности от преступных посягательств; выполнение административных взысканий; гарантирование пожарной безопасности и т.д.

Функции обеспечениянаправлены на обеспечение эффективной деятельности органов внутренних дел. К ним относятся материально-техническое снабжение, финансовое обеспечение, обеспечение условий труда сотрудников указанных органов и т.п.

Функции общего руководстваобеспечивают эффективность управления органами системы МВД Украины в процессе обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью в государстве. Исходя из этого система ОВД Украины включает в себя следующие; группы структурных подразделений:

— отраслевые службы (подразделения), реализующие основные функции указанных органов, а именно: милиция, следственные аппараты, пожарная охрана, внутренние войска;

— функциональные службы (подразделения), выполняющие обеспечительные функции этих органов: кадровые, финансово-экономические, хозяйственные, медицинской службы;

—   общего руководства: руководители служб (подразделений), штабы, дежурные части, информационно-аналитические центры, аппарат министра.

Определенные особенности управления и функционирования имеет система ОВД на транспорте, которая построена с учетом специфики обеспечения охраны общественного порядка и борьбы с преступностью на железнодорожном, воздушном, морском и речном транспорте.

На магистралях украинской железной дороги (Северо-Западной, Южной, Приднестровской, Одесской, Донецкой и Львовской железных дорог) действуют управления внутренних дел, централизованно подчинены МВД Украины, на крупных железнодорожных станциях — линейные отделы Управления Министерства внутренних дел (УМВД), на других объектах железные дороги – отделения и пункты милиции. Система органов внутренних дел на железнодорожном транспорте подчиняется Управлению внутренних дел на транспорте МВД Украины (УВСТ МВД Украины) во главе с начальником управления, назначаемым на должность приказом Министра внутдел Украины.

В крупных аэропортах, морских и речных портах функционируют отделы внутренних дел, подчиненные территориальным УМВД областей, городов.

В состав ОВД на транспорте входят все основные отраслевые службы (за исключением государственной автомобильной), паспортного и пожарного подразделений и некоторых других.

На некоторых промышленных предприятиях, в учреждениях и организациях, деятельность которых связана с особым режимом работы (оборонительный характер, особенно высокая техническая опасность и ряд других), создаются отделы внутренних дел для работы на закрытых объектах.

Система органов внутренних дел одновременно управляется и управляется, то есть фактически выступает как объект и субъект управления.

Результативность функционирования подразделений и служб органов внутренних дел во многом зависит от эффективности управления ими. Как разновидность государственного управления, оно должно обеспечивать взаимодействие систем, подразделений и служб органов внутренних дел как единого целого с целью выполнения поставленных перед ними задач в сфере внутренних дел государства.

Процесс управления органами внутренних дел представляет собой единую систему взаимосвязанных и в определенном порядке выполняемых действий, которые могут рассматриваться как его элементы или стадии. Он определяет динамику реализации целей управления через систему действий меняющихся, развивающихся и совершенствующихся операций. В процессе управления выявляются цели и определяемые ими задачи и функции органа внутренних дел. Этот процесс характеризуется непрерывностью, цикличностью, осуществляется в разных направлениях.

Систему ОВД возглавляет Министерство внутренних дел Украины — центральный орган государственной исполнительной власти.

Система местных органов внутренних дел включает в себя следующие структурные элементы: управление (главные управления) внутренних дел МВД Украины в Крыму, в областях, городах, отделы (управления) внутренних дел в районах (районные в городах) и Линейные отделы (управление) внутренних дел.

Управление (главные управления) внутренних дел МВД Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе создается в соответствии с действующим законодательством Украины. Они непосредственно на местах осуществляют функции исполнительной власти в области внутренних дел, выполняя поставленные перед ними задачи через подчиненные им соответствующие службы и городские, районные отделы (управления) внутренних дел.Управление (главные управления) внутренних дел МВД Украины является аппаратом, непосредственно выполняющим задачи по борьбе с преступностью, охране общественного порядка в пределах предоставленных им полномочий. их возглавляют начальники, которые назначаются должность приказом Министра внутренних дел в Украины.

Основными формами управленческой деятельности указанных органов являются: издание приказов, инструкций и указаний, утверждение планов мероприятий, осуществление контрольных функций, проведение семинаров-совещаний, собраний и т.д.

Каждая отраслевая служба (подразделение) имеет определенную внутреннюю структуру, которая формируется в соответствии с выполняемыми ею задачами и функциями. В частности, в состав управления (главного управления) внутренних дел МВД Украины входят отделы (управления): уголовного розыска; государственной службы по борьбе с экономической преступностью; борьба с организованной преступностью; административной службы милиции; государственной автомобильной инспекции; организации работы участковых инспекторов милиции; следственные подразделения; подразделения дознания; государственной службы охраны; пожарной охраны; штабные подразделения; паспортной работы; регистрационной и миграционной работы и другие.

Городские (районные) отделы (управления) внутренних дел практически реализуют общие для всех звеньев задачи, определяемые законами Украины, указами Президента Украины, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Украины, а также актами органов местного самоуправления. На основе законов и подзаконных актов МВД Украины путем издания приказов (инструкций) определяет формы и методы деятельности аппаратов внутренних дел на местах выполнения поставленных задач:

Местным органам внутренних дел принадлежит ведущая роль в охране общественного порядка, борьбе с преступностью, поскольку непосредственно они своими силами и средствами обеспечивают порядок в общественных местах, предотвращают правонарушения и прекращают их.

Структура городских и районных отделов (управлений) внутренних дел отвечает их основным функциям. Она определяется штатными росписями, в которых дается наименование должностей, численность и должностные оклады. Министерство внутренних дел в пределах штатной численности и фонда заработной платы утверждает штаты соответствующих органов внутренних дел.

Управляют городскими, районными отделами (управлениями) начальники, которые назначаются должность приказом начальника УВД (ГУВД) по согласованию с МВД Украины.

В состав отделов (управлений) местных органов внутренних дел входят: штаб, отдел (отделения уголовного розыска, отдел службы по борьбе с экономической преступностью, следственное подразделение, подразделение государственной автомобильной инспекции, паспортные службы, инспекция исправительных работ, служба участковых инспекторов милиции. При отделах (управлениях) внутренних дел есть также отделы (управления) гос службы охраны. Чтобы обеспечить непрерывное выполнение функций охраны общественного порядка, в борьбе с преступностью в аппаратах внутренних дел действуют дежурные части, есть камеры предварительного заключения, могут быть также медицинские вытрезвители и другие подразделения.

Городские и районные отделы (управления) внутренних дел в своем составе могут иметь отделения милиции, обслуживающие определенную территорию и построенные по отраслевому принципу. их сотрудники, исходя из отраслевого разделения, работают по соответствующим направлениям.